Рыбак поймал рыбу

Г> 1938 году один рыбак, ловивший рыбу у берегов Южной Африки, вытащил в лодку необычайную рыбу с мясистыми плавниками. Рыбак доставил рыбу в местный музей. Скоро о ней стало известно зоологу профессору Д. Смиту. Он поспешил обследовать рыбу, но, к великому сожалению ученого, от рыбы уцелели в музее только кожа, череп и плавники. Заведующий музеем не догадался заспиртовать редчайшую находку, а иным путем в жарком климате сохранить ее было трудно. Это оказалась кистеперая рыба.

Года ученые знали только окаменелые остатки кистеперых рыб, живших в морях и реках около 350 миллионов лет назад. До сих пор неизвестно, в каких подводных пещерах, на какой глубине, где и как уцелели последние представители кистеперых рыб. Когдато эти рыбы были первыми позвоночными животными, обладавшими способностью передвигаться на суше. На своих неуклюжих плавниках они выбирались на сушу, переползали из одного озера в другое. Все наземные позвоночные животные — это потомки близких родственников кистеперых рыб.

Основные направления эволюции

Кие, юркие, приспособленные к жизни в почве, под камнями, в мельчайших щелях стен, в воде и в воздухе, членистоногие -вместе с позвоночными животными завоевали всю Землю. Уже давно ученые предполагали, что около 500 миллионов лет назад членистоногие произошли от особых кольчатых червей. Когдато, утверждали ученые, на Земле жили такие существа, которые напоминали сразу и червей и насекомых. Но тело этих животных не содержало твердых частей; они жили -в земле, от них не сохранилось почти никаких окаменелых остатков, и о внешнем виде их можно было только строить догадки.

Вот на мысе Доброй Надежды, а затем в Новой Зеландии и в Южной Америке были найдены живущие под корою старых деревьев, под камнями в сырых и темных местах, похожие на червей существа. Их и приняли вначале за червей. Но тщательное исследование установило, что челюсти у них устроены, как у насекомых, что у них есть сердце, похожее на сердце насекомых, и что органы дыхания у них точно такие же, как у насекомых: они дышат, как и большинство членистоногих, с помощью особых трубочек -в теле — трахей.

Электронная народная библиотека

Достаточно незначительных молекулярных перегруппировок, ничтожного увеличения объема этих невообразимых масс, чтобы на тонкой пленке известной нам земной коры произошли громадные сдвиги, чтобы кора, разломанная на куски, была поднята на десятки километров в высоту. Однако мы знаем, что этого не бывает — значит, вещество внутри планеты находится в спокойном, уравновешенном состоянии.лет, какими-то полосами, поясами горные породы размягчаются, сминаются в складки, частично расплавляясь и изливаясь в вулканических извержениях.

Потом все это, смятое и раздавленное, выпирает на поверхность огромным валом. Действие воды и атмосферы расчленяет его на системы долин и горных хребтов, образуя то, что мы называем горными странами… Самое странное, что вулканические очаги и эти зоны смятия пород залегают сравнительно неглубоко — несколько десятков километров от земной поверхности, в то время как центральные части планеты скрыты под слоем вещества в три тысячи километров толщины… Давыдов тряхнул головой и, еще крепче сжав губы, подошел к борту, как бы стараясь мысленно пронизать толщу воды океана н его дно, чтобы разгадать происходящее там, на глубине шестидесяти километров.

Дальнейшее развитие быстроходных катеров и их мореходности

На самолетах и быстроходных катерах встречаются гиромагнитные компасы. Они состоят из гироскопа—    быстро вращающегося маховичка — и магнитной системы. Последняя посредством электрической или воздушной передачи устанавливает шкалу по меридиану, а гироскоп, отличающийся большой устойчивостью, не позволяет ей колебаться. На показания этого прибора не влияют ни крены корабля, ни тряска от работы двигателей.—    гирокомпас, в котором магнитная система совсем отсутствует.

Основана на свойстве особым образом подвешенного гироскопа устанавливаться в определенном положении к меридиану. Какие бы маневры ни производил самолет или корабль, гироскоп не меняет своего положения относительно меридиана. Большое развитие в последнее время получили радионавигация и радиолокация, значительно облегчающие вождение кораблей по морю и воздуху. Эти средства дают возможность вести корабль по радиомаякам, словно по морскому или воздушному шоссе, и очень точно определять их местонахождение.

1. Магнитные компасы

В нашем флоте принят 127-миллиметровый компас отечественного производства.несколько компасов: главные — по ним штурманы производят расчеты, и путевые — по ним рулевые ведут корабль по нужному курсу. Большое значение для нормальной работы компаса имеет правильный выбор места его установки. Это настолько важно, что еще при постройке корабля все, что действует на магнитную стрелку, относится на определенное расстояние; броня, листы и переборки палубы делаются из специального мало магнитного железа; принимаются меры, чтобы компас не подвергался сотрясениям от выстрелов и работы машин.

Выходом корабля в плавание устраняется девиация. Как правило, полностью уничтожить ее не удается. Оставшуюся неустраненной девиацию измеряют и на основе этих измерений составляют специальный график. При работе с компасом эту остаточную девиацию учитывают, так же как магнитное склонение. Самолетные компасы в принципе не отличаются от судовых. На небольших самолетах устанавливаются компасы с вертикальной шкалой — они занимают меньше места в кабине летчика.