Лаковая миниатюра

Всякий стиль в искусстве начинается с личной оригинальности, с неповторимости индивиду­ального творческого вклада в общее дело. Вся­кий стиль со временем утрачивает эту свою личностную специфику, свою взрывчатую но­визну и либо позволяет единомышленникам примкнуть к себе, либо сам покорно втягивает­ся в их толпу, нестройно бредущую через мно­жество препятствий в сторону манящей кано­низации. Всякий стиль возникает, как одиноч­ный бунт и дерзкий порыв, как нечто из ряда зон, и, постепенно утверждая себя в тяжкой борьбе, приходит к тому, что становится пред­метом подражания, объектом типологических обобщений и классификаций.

Своем исходном качестве новый стиль не­избежно сталкивается с настороженным недо­верием. В своем позднем проявлении он как бы приобретает право на диктаторские замашки и претендует на нормативную обязательность. Такова диалектика смены стилей, такова ло­гика художественного движения. Это непосто­янство эстетических тяготений можно было бы счесть весьма грустным уделом искусства, если .бы не одно обстоятельство. Даже достигнув стадии канонизации, то есть исчерпав свои ресурсы, даже тщетно пытаясь навязать себя, свой устав в уже изменившихся условиях, «за­тухающий»

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>