Факторы выживания

В сложившихся условиях решающим фактором выживания является возможность оптимизации применяемых бизнес решений при сохранении и даже повышении безопасности полетов. В данном направлении стремление авиакомпаний перейти на эксплуатацию более экономичных воздушных судов иностранного производства становится совершенно понятным. Но это далеко не единственный механизм повышения эффективности авиаперевозок. К примеру, один из способов оптимизации процессов, обеспечивающих гражданскую авиацию, заключается в использовании современных информационных технологий.

Авиационная индустрия за десятки послевоенных лет формализовала процессы обеспечения гражданской авиации через стандарты, правила, рекомендации, форматы информационных обменов. Эта формализация, на взгляд специалистов, явилась основным условием для интенсивного внедрения информационно технологических решений в практику гражданской авиации. Сейчас практически нет авиакомпаний, не использующих системы бронирования и продажи авиабилетов. На слуху такие бренды, как Габриель, Сейбр, Сирена-2, Сирена-2000 и др.

Почему вырождена боль?

ФАА осуществляет также регулирование коммерческого космического транспорта, в том числе лицензирует космодромы и оборудование для космических запусков коммерческих целях. ФАА руководит НИОКР, включая исследования в области авиационной медицины, разработки новых воздушных судов и систем, испытывает и дает оценку новых приборов, систем, материалов и технологий. ФАА принимает участие в расследовании авиационных происшествий, которые проводит НТСБ. Последний делает выводы и выдает предписания ФАА для принятия мер по недопущению аналогичных происшествий и держит под контролем их исполнение до тех пор, пока ФАА в течение 40 дней не доложит о принятых мерах и НТСБ не закроет «дело*. В случае несогласия с выводами и рекомендациями НТСБ Федеральная авиационная ’ администрация имеет право отстаивать свою позицию в суде.

Водный транспорт в США

Транспорта США. Что же касается нашего Министерства иностранных дел, то явного или сколько-нибудь заметного участия МИД РФ в делах воздушного транспорта не заметно. Спустимся на более низкий уровень иерархии госрегулирования. В США функционирует Национальный совет по безопасности на транспорте (НТСБ), который ранее входил в состав Минтранса, но с 1 апреля 1970 года стал независимым федеральным ведомством. НТСБ представляет в Минтранс сведения обо всех авиационных происшествиях и о ходе их расследования, а Минтранс ежеквартально обязали отчитываться о выполнении рекомендаций НТСБ. Причем эти рекомендации рассматриваются Минтрансом в приоритетном порядке.

Председатель Совета, который в своей работе подотчетен непосредственно Президенту США. А у нас? — Гостранснадзор (ФСНТ), как и прежде, находится в составе Министерства транспорта Российской Федерации и по-прежнему ♦расследует* самого себя. Рассмотрим теперь роли других авиационных ведомств. В СШАединым госорганом, отвечающим за деятельность всей гражданской авиации, является Федеральная авиационная администрация (ФАА). Она подчиняется Минтрансу только в вопросах общей политики на правительственном уровне, а в вопросах авиационных дел она фактически автономна.

ФАА возложено руководство воздушным движением и использованием аэрокосмического пространства, обеспечение безопасности полетов американских воздушных судов, в том числе за пределами США. ФАА контролирует обеспечение безопасности полетов всеми авиакомпаниями, летающими в США, как американскими, так и иностранными, и единолично определяет, какое государство не отвечает требованиям безопасности полетов, дает ему оценку в этом вопросе и определяет, отвечает ли оно международным стандартам, если хотя бы одна из его авиакомпаний выполняет полеты в США. Она также может принимать санкции против отдельных государств, запрещая полеты авиакомпаний этих государств в США либо американских авиакомпаний в эти государства.

ВЕЛИКАЯ КРАЖА!

Далее, давайте посмотрим на системы госрегулирования. В США в регулировании воздушного транспорта активную роль играет Конгресс (Сенат и Палата представителей). Обе палаты отдельно либо на совместных заседаниях регулярно проводят слушания по важнейшим вопросам функционирования воздушного транспорта с привлечением к ответам всех заинтересованных ведомств и должностных лиц. Такие слушания порой длятся девять и более часов. По результатам слушаний издаются конкретные приказы Министерства транспорта либо Федеральной авиационной администрации (ФАА). В международных авиационных делах в США главенствующую роль играет Государственный департамент.

Всех переговорах по воздушному транспорту с иностранными государствами делегацию от США неизменно возглавляют представители Госдепартамента. В задачу Госдепартамента входит обеспечение гарантий стабильности международной авиационной сети США как инструмента достижения экономических и политических целей США. Госдеп отвечает за авиационные отношения и может прямо и непосредственно вмешиваться в дела авиакомпаний по вопросам, касающимся международных связей США. Кроме того, он дает рекомендации руководству Министерства транспорта по ведению международных дел, а также контролирует проведение политики в области международного транспорта.

Основы акустики помещений

В данной статье мы коснемся лишь национального регулирования. Сравнивания системы регулирования различных государств, можно увидеть, что хорошего есть «у нас* и чего хорошего нет «у них», и наоборот. Возьмем для сравнения два государства — США и Россию. Начнем с агрополитики. У них (в США) четко сформулирована политика в сфере международного воздушного транспорта и определены ее цели. Причем эта политика регулярно пересматривается в зависимости от политической и экономической ситуации в мире.

Крайней мере, нам известны два ее варианта — 1978 года и 1996 года, сейчас разрабатывается уже третий вариант. У нас (в России) такая политика до сих пор не выработана и не сформулирована. В свое время, когда Совет по международным связям в рамках АЭВТ возглавлял выдающийся международник, академик Международной академии транспорта Владимир Саморуков, с участием автора был предложен разработанный в рамках Совета проект«Политики Российской Федерации в области международного воздушного транспорта»